Содержание

Навязчивые состояния у детей симптомы

Опасность невроза навязчивых движений у детей

Нарушения работоспособности нервной системы, сопровождаемое симптоматикой различного происхождения, являются неврозом. Дети испытывают стресс в несколько раз серьезнее, чем взрослые. ОКР у детей является следствием нестабильной психогенной ситуации или нарушений в мозге из-за травмы.

Заболевание развивается по разным причинам:

  • ВСД;
  • снижение иммунитета;
  • особенности развития личности;
  • натальная травма;
  • нестабильная психогенная ситуация;
  • повышенная умственная и физическая нагрузки.

Невроз может быть сопутствующим признаком ВСД. При нарушении тока крови, слаборазвитых сосудах, снижается обогащение мозга кислородом, поэтому проявляются различные нервные и физиологические реакции.

Снижение иммунитета, особенно у малышей, приводит к развитию невроза. Инфекционные заболевания негативно воздействуют на нервную систему. За счет этого замедляется психомоторное развитие, ребенок становится вялым, постоянно чувствует усталость, раздражителен.

Восприимчивые, сильно эмоциональные дети больше подвержены влиянию окружающих факторов, чем стрессоустойчивые. Еще малыши не всегда знают, как вести себя в той или иной ситуации, поэтому показывают свои эмоции так, как умеет, т. е. посредством истерики. Если нет должного примера поведенческой реакции, малыш фиксирует свои рефлексы и поведение.

Натальная травма часто вызывает невроз. В конце первого года следы натальной травмы исчезают, а невроз быстро вылечивается при своевременном обращении мамы к неврологу.

Дети ранимее, чем взрослые и многие ситуации, которые нам кажутся незначительными, воспринимают нестандартно в силу своей неопытности. На малыша могут негативно влиять частые переезды, ссоры между родителями, высокая требовательность родителей или попустительство.

Ссора между родителями при ребенке может быть причиной детского невроза

Физическая и эмоциональная перегрузка — основной фактор. У малышей есть собственный режим. В возрасте трех месяцев они чувствуют себя уставшим уже через 2 часа бодрствования. Неполноценный сон или его отсутствие приводят к переутомлению. Не сформировавшаяся нервная система остро реагирует на это, начинает в срочном порядке искать выходы из ситуации, а малыш своей истерикой пытается указать на то, что устал. В дальнейшем такая реакция переходит в привычку, к которой добавляются психосоматические симптомы. Навязчивые состояния детей могут проявиться с поступлением в школу и в подростковом возрасте. Ускоренный темп жизни, подготовка к экзаменам, дополнительные занятия, проблемы со сверстниками, учителями — все это выбивает ребенка из колеи. Он устает морально и физически. Снижается активность биотоков в мозге, малыш становится вялым, раздражительным, часто болеет, уходит в себя или ведет себя более агрессивно.

Симптоматика

Симптомы навязчивых состояний у детей могут быть самые разные. Различаться признаки заболевания будут в зависимости от возраста ребенка и интенсивности воздействия негативного фактора.

В детском возрасте до момента, пока малыш не говорит, обсессивно-компульсивное расстройство проявляется:

  • истерическими припадками вплоть до потери сознания;
  • раздражительностью, агрессией;
  • недержанием мочи;
  • ослаблением аппетита;
  • навязчивыми движениями.

Компульсии и тики — сигнал о проблеме, которую ребенок не в состоянии описать словами. Они повторяются с определенной периодичностью. Тик представляет собой бесконтрольное сокращение мышечных волокон. У малышей это мигание, зажмуривание. Невроз навязчивых состояний у маленьких детей проявляется следующими компульсиями:

  • подергивание головой;
  • накручивание волос на пальцы;
  • обгрызание ногтей;
  • потирание мочек ушей;
  • поднятие рук вверх;
  • шмыганье носом;
  • кручение пуговиц, подергивание нижнего края одежды.

Признаком невроза навязчивых состояний у детей могут быть сложные движения — ритуалы: покачивание ногой в сидячем положении, хождение по определенной траектории (обход мебели только с одной стороны, переступание на улице по квадратам определенного цвета или конфигурации, складывание игрушек в определенном порядке и др.). Дети это делают в попытке отодвинуть на второй план причину своего беспокойства.

Обсессивно-компульсивное расстройство у подростков тоже проявляется в виде компульсий: притоптывание ногой, покусывание губ (до крови в момент наивысшего напряжения), потирание рук, обгрызание ручек, карандашей, регулярное почесывание носа, затылка, ушей. Добавляются другие симптомы:

  • нарушение сна;
  • навязчивые мысли, которые непроизвольно возникают в голове;
  • снижение активности;
  • повышенное потоотделение на ладонях, ступнях.

Специфическими симптомами могут быть потеря слуха, голоса или зрения. При детальном исследовании патологии в самих органах не выявляются. Например, был случай, когда ребенок не хотел заниматься музыкой. Под родительским давлением он продолжал занятия, но выяснилось, что он не видит нотный стан. Во время диагностики врач определил, что слепота распространяется только на ноты, все остальное он видел хорошо. Это обусловлено защитной реакцией организма, т. е. закрытие глаз на раздражающий фактор.

У подростков невроз может проявляться, как неадекватное поведение в обществе. В этот период он уже сформировал собственное видение мира и пытается активно доказать свою позицию. На отрицание этой позиции, нежелание видеть в нем личность, подросток реагирует бурно. Из-за этого возникают конфликтные ситуации в школе, дома.

В каждом отдельном случае могут наблюдаться разные проявления, их нужн вовремя выявить, чтобы не допустить развития более серьезных отклонений.

Способы лечения

Невроз навязчивых движений у маленьких детей не нужно лечить специальными препаратами, если не выявлены более серьезные проблемы и развитие происходит в соответствии с возрастом. Со временем это пройдет. Все зависит от родителей. С ребенком нужно проводить больше времени, обсуждать его проблемы, помогать познавать окружающий мир, не акцентировать внимание на навязчивых движениях. Неплохо будет записать малыша на рисование. Лечение ОКР у детей до года требует тщательного подхода. Устраняются последствия натальной травмы с помощью препарата «Глицин», массажа и ЛФК.

Если обсессивно-компульсивное расстройство у детей вызвало физиологические отклонения, то лечат их при помощи легких седативных средств растительного происхождения или натуральными травяными сборами (при отсутствии аллергии). И также показаны витаминные комплексы, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика и работа с психологом. В домашних условиях врачи предлагают делать малышам успокаивающие ванны.

Лечение обсессивно-компульсивного расстройства у детей в пубертатном периоде будет серьезнее:

  • У подростков лечение ОКР предполагает когнитивно-поведенческую терапию.
  • В сложных случаях с суицидальными наклонностями, длительной депрессией назначают антидепрессанты. Могут быть показаны психотропные препараты на короткий срок: «Фенибут», «Тузепам».
  • Параллельно с психо- и медикаментозной терапией проводятся массажи, электросон.

Такое лечение ОКР показано при обсессивно-компульсивном расстройстве в пубертатном периоде, сопровождающемся агрессивным поведением, социальной дезадаптацией. С проблемными подростками чаще занимаются в группах. Это позволяет ребенку ощутить, что он не единственный в этом мире, кто столкнулся со сложностями. На сеансах дети учатся вместе решать проблемы, разбирать суть и причину своего поведения, выстраивать правильно позицию в обществе и налаживать связи с людьми.

Важно понимать, что обсессивно-компульсивные расстройства у подростков — сформированный рефлекс, ответ на раздражающий фактор. Лекарства не способны устранить проблему, они необходимы для расслабления нервной системы и восстановления медиаторных связей в мозге. Цель лечения обсессивно-компульсивного расстройства у детей: преобразовать негативную реакцию, действующую разрушительно на организм, в положительную, способствующую адаптации.

Лечение невроза навязчивых движений у детей предполагает обучение техникам расслабления, которые подросток сможет применять в реальной жизни.

Заключение

ОКР развивается вследствие разных причин и не всегда это нестабильная ситуация в семье. Проявления невроза навязчивых движений у ребенка лечат при помощи психотерапии, включающей различные методики, позволяющие достичь расслабления нервной системы. Обязателен в таких случаях массаж, особенно если невроз проявляется тиками. В каждом отдельном случае подбирается индивидуальная схема лечения.

Невроз навязчивых состояний: причины, симптомы и лечение. Невроз навязчивых состояний у детей

Наверное, каждый хоть раз в жизни ловил себя на состоянии, когда просто невозможно отделаться от какой-то мысли. Иногда это попытка вспомнить чье-то имя, иногда – тревожная мысль: «А выключил ли я утюг?», иногда – привязавшаяся строка из песни.

Но некоторые люди оказываются буквально в плену у настойчивых мыслей или навязчивых идей, и это болезненное состояние имеет название: обсессивно-компульсивное расстройство, или невроз навязчивых состояний.

Причины возникновения и способы лечения названной патологии мы рассмотрим в этой статье.

Кто наиболее подвержен неврозу навязчивых состояний?

Как правило, невроз, который мы будем описывать, формируется у лиц, имеющих нерешительный и застенчивый характер. Они лишь в своих фантазиях могут совершить то, на что никак не решаются в реальной жизни.

Такие люди старательно избегают сведений о существующих жизненных проблемах, так как последние требуют действий, на которые человек с подобным складом характера просто не способен.

Это заставляет его отгородиться от реалий, постепенно «уходя в себя», в свои ощущения и переживания. И со временем они начинают занимать в обыденной жизни самое большое место, вытесняя другие интересы и превращаясь в болезненное состояние, именуемое неврозом.

Читать еще:  Отек квинке первая помощь дома

Как именно проявляется невроз навязчивых состояний, симптомы, лечение этого тяжелого недуга мы сейчас рассмотрим подробнее.

Что такое обсессии

Человека, подверженного описываемой патологии, как правило, преследуют навязчивые идеи и повторяющиеся мысли, так называемые обсессии. Они, несмотря на все попытки игнорировать их или как-либо противостоять их появлению, не оставляют ни на минуту.

Невроз навязчивых состояний, выражающийся обсессиями, в медицине различается по степени выраженности (ясности и яркости) навязчивой мысли. Так, человек с относительно расплывчатыми обсессиями может чувствовать практически постоянное смятение или напряжение, которое сопровождается общим убеждением, что в его жизни не может появиться что-либо хорошее. При этом, как правило, он не имеет четкого представления о причинах подобного убеждения.

А более интенсивные обсессии выражаются мыслями или представлениями, например, о надвигающейся смерти близких людей. Иногда это проявляется в убеждении, что высшие силы обязательно будут вредить или самому носителю обсессии, или его родственникам.

Как может выражаться сексуальная одержимость

Некоторые люди, имеющие невроз навязчивых состояний, лечение и причины возникновения которого мы рассматриваем, испытывают сексуальную одержимость. Это состояние может включать обсессии, имеющие сексуальный подтекст, которым пациент придает особое значение.

Например, он представляет себе ласки, поцелуи или сексуальные отношения с чужими или близкими людьми, животными или детьми, отчего у человека с неврозом развивается навязчивый страх относительно своей сексуальной ориентации, сомнения в том, можно ли было предотвратить подобные навязчивые образы и мысли и, как следствие, появляется самокритика и ненависть к себе.

Как развивается такое состояние

Интересно, что люди с диагнозом невроз навязчивых состояний, как правило, осознают, что их представления не соответствуют действительности, но чувствуют острую необходимость действовать именно так, как того требуют их представления.

Так, человек, подверженный чрезмерному накопительству, как правило, относится к материи как к одушевленному существу, имеющему свои права и чувства, но при этом он признает свое поведение как иррациональное.

А с развитием невроза навязчивые мысли могут привести и к заблуждению, что сопротивляться им бессмысленно, тогда человек отдается своему состоянию полностью.

Что такое компульсии

Как уже упоминалось выше, люди, имеющие невроз навязчивых состояний, осознают иррациональность своих идей, и, чтобы противостоять им, они изобретают ритуалы, призванные облегчить тревогу, вызванную этими мыслями. Эти навязчивые действия носят название компульсий. Именно с их помощью пациенты как бы пытаются избежать того страшного события, мысль о котором не дает им покоя.

Но в любом случае рассуждения человека с неврозом так своеобразны и искажены, что это обычно приводит к появлению существенных проблем как и у самого носителя идеи, так и у его окружения.

Это может быть, например, усиленное выщипывание или выдергивание волос, обкусывание ногтей, бесконечное мытье рук, закрывание и открывание двери определенное число раз, снимание и надевание какой-либо вещи, раскладывание предметов по строгому порядку и т. п. И все это, конечно же, доставляет массу неудобств и очень осложняет жизнь.

Но почему люди оказываются в этом состоянии?

На чем основывается патология

Нужно сразу отметить, что в мировой медицине до сих пор нет однозначного ответа, на вопрос о том, почему у людей может возникнуть синдром навязчивых состояний.

Некоторые ученые связывают его с генетической предрасположенностью. Так, возможно, некоторым из наших далеких предков компульсивное поведение давало определенные преимущества. Например, чуткое хранение домашнего очага, постоянное соблюдение чистоты или готовность к встрече с врагами позволяли выживать людям, обладающим данными качествами.

Научно доказано, что у людей с неврозом, вероятнее всего, имеются среди членов семьи в первом родстве близкие с такими же состояниями. Это касается в первую очередь тех, у кого невроз развился еще в детстве.

Биологические причины появления невроза

Часто состояние невроза связывают с нарушением функций нейромедиатора серотонина, хотя, по мнению исследователей, это может оказаться как причиной, так и следствием подобной патологии.

Серотонин, насколько известно, участвует в регулировке уровня тревоги. Очевидно, серотониновые рецепторы, расположенные на соседних клетках, у больных с неврозом оказываются недостаточно стимулированными, что и вызывает со временем развитие описываемой патологии.

Итак, у больного невроз навязчивых состояний. Как избавиться от этой напасти? Но прежде чем давать советы, стоит подробнее рассмотреть, как рождается подобное расстройство.

Как происходит формирование невроза

В каждом человеке имеется так называемое «животное» или, по-иному, бессознательное начало (к нему можно отнести все глубинные порывы и желания). Но, кроме того, в нас есть еще и так называемый «высший контроль», не дающий выходить за рамки общепринятых правил поведения. Таким образом, всю жизнь в каждом индивидууме идет практически постоянная борьба между «хочу» и «надо».

Эта борьба у определенного типа людей вызывает возрастание уровня тревоги – они начинают беспокоиться, чувствуют дискомфорт, не находя этому объяснения. Но наша психика устроена так, что человек не может бояться неизвестно чего, поэтому он неосознанно выбирает подходящий объект, на котором можно сосредоточиться – так называемого «врага».

Как происходит «увязание» в болезненной ситуации

Пациент начинает бояться, например, микробов. Это поначалу приносит видимое облегчение – ведь теперь он знает, чего боится, а значит, в его жизни все «раскладывается по полочкам», человеку становится комфортнее.

Теперь понятно что делать! И для того, чтобы избавиться от микробов, он отправляется мыть руки. А это действие, к сожалению, вовлекает его в психологическую ловушку, рождая невроз навязчивых состояний, симптомы которого выражаются страхом микробов. Ведь компульсии (вынужденное мытье рук) принесли ощущение контроля над ситуацией, но не избавили от обсессии – навязчивой идеи. И больной снова и снова будет отправляться мыть руки, добавляя к ритуалу все новые подробности, которые на короткий срок облегчат состояние.

Как развивается невроз навязчивых состояний у детей

Навязчивые состояния могут стартовать в любом возрасте, но, как правило, они основываются на опыте, принесенном из детства. Так, даже постоянная мамина угроза: «Вымой руки, а то заболеешь», может в будущем перерасти в навязчивое желание мыть их бесчисленное количество раз.

Часто этот невроз развивается у ребенка, воспитание которого имеет противоречивый характер. За одно и то же его могут как наказать, так и поощрить, в зависимости от настроения родителей, – и ребенок в такой ситуации не в состоянии выработать стереотип поведения. А непредсказуемость какой-либо ситуации – это одна из причин появления чувства тревоги, требующего выхода.

Именно попытка предугадать, что его ждет в дальнейшем, заставляет ребенка придумывать приметы, ритуалы и разрабатывать собственный сценарий действий.

То же самое может происходить и в семьях, где в результате, например, развода родителей или болезни кого-то из них складывается гнетущая атмосфера. Ребенку не говорят о происходящем, но он ощущает, что происходит что-то неладное, и это пугает, беспокоит, заставляя искать спасения в ритуалах.

Особенности протекания невроза у детей

Невроз навязчивых состояний у детей проявляется как в эмоциональной сфере (развитие страхов и фобий), так и в сфере движений (ритуалы). Возможны самые разные вариации и сочетания навязчивостей в разных сферах.

Объединяет их одно: ребенок, как и взрослый, страдающий тем же расстройством, довольно критично относится к ним и старательно пытается бороться с обуявшими его страхами. Но в данном случае сопротивление приводит лишь к усилению тревожности и выраженности проявления невроза.

Способы лечения невроза

Облегчает состояние больного, имеющего невроз навязчивых состояний, лечение: таблетки (транквилизаторы, трициклические антидепрессанты и т. п.) и психотерапевтические мероприятия.

Предпочтение, как правило, отдается лекарственным средствам, имеющим сильное общее действие, например, производным хлордиазепоксида (препараты «Напотон», «Элениум»), а также диазепама (препараты «Реланиум», «Сибазон» или «Седуксен»). Успешно применяется и «Феназепам». Кстати, невроз предполагает более высокие дозы указанных средств, чем неврастения. Для этого их часто вводят внутривенно.

Отлично зарекомендовали себя и таблетки «Алпразолам», «Алпрокс», «Золдак», «Кассадан», «Неурол» и «Фронтин».

Но на первом месте в вопросе о том, как лечить невроз навязчивых состояний, стоит когнитивно-поведенческая психотерапия и психокатализ (глубокий анализ психологического состояния человека). Они помогают обнаружить и разрешить внутренний конфликт, убрать те причины, которые, собственно, и привели к болезненному состоянию психики.

Экспозиционная психотерапия

Как победить невроз навязчивых состояний? Метод экспозиционной психотерапии — это один из способов борьбы с неврозом. Он базируется на том, что пациент будет меньше бояться чего-то, если он станет часто и правильно подвергаться этому. Например, если человек боится инфекции, то ему предлагают намеренно прикасаться к дверной ручке или поручням лестницы и не мыть потом руки. Пациентам с разными видами расстройств в качестве «домашнего задания» предлагают уйти из дому, не проверив «нужное» количество раз, заперта ли дверь, или заговорить с посторонним, в супермаркете и т. п.

Этот метод помогает больному открыть, что то страшное, чего он боялся все время, так и не происходит. Немытые после прикасания к нестерильной поверхности руки не вызывают немедленной болезни и, тем более, смерти, а человек, с которым он заговорил, не убегает в ужасе.

Читать еще:  Мед сода и растительное масло от гайморита

Кроме того, тревога, которая хоть и усиливается в начале таких действий, в результате проходит, причем быстрее и надежнее, чем если бы пациент выполнял свой ритуал.

Как вылечить невроз навязчивых состояний

Комбинирование медикаментозных средств лечения и когнитвно-поведенческой психотерапии позволяют уменьшить, благодаря лекарствам, тревогу, что, в свою очередь, дает возможность извлечь максимальную пользу из психотерапевтических мероприятий.

Особенно эффективно это для людей, у которых применение только лишь экспозиционной психотерапии приводит к слишком высокому уровню тревоги.

Следует также помнить, что лекарства от невроза навязчивых состояний не существует. Одни лишь медикаменты не приведут к избавлению от расстройств, а лишь сотрут его картину. Кстати, при этом возможны и различные побочные проявления: тошнота, бессонница, диарея, сексуальные дисфункции, проблемы с концентрацией внимания и т. п. Еще одним тревожным фактором является возможность возвращения невроза после прекращения лечения его только медикаментозным способом.

Особенности лечения невроза у детей и подростков

Невроз навязчивых состояний лечение подразумевает одинаковое и у взрослых, и у детей. Но важно понять, что развитие данного расстройства у ребенка базируется еще и на специфических проблемах, характерных для данного возраста. А это усложняет процесс лечения.

Дети могут иметь трудности с идентификацией и формулировкой своих страхов, а также порою не в состоянии объяснить, что побуждает их выполнять те или иные действия. Дети часто отказываются признавать, что пугающая их идея имеет иррациональный и сильно преувеличенный характер.

Кроме того, они порою отказываются обсуждать свои проблемы с кем бы то ни было, продолжая верить, что опасения и страхи сбудутся, если говорить о них. Подростки же могут стыдиться самой идеи делиться переживаниями с психотерапевтом, боясь осуждения ровесников и признания себя неполноценными.

Поэтому очень важно, какой именно специалист лечит невроз навязчивых состояний. Отзывы о его компетентности и умении работать именно с детьми и подростками должны обязательно интересовать родителей.

Синдром навязчивых движений у ребенка

Ребенок начал грызть ногти, совершать странные движения руками или головой, часто моргать или щуриться без причины. Все эти признаки могут являться проявлениями синдрома навязчивых движений. О том, что это такое и что с этим делать, мы расскажем в этом материале.

Что это такое

Невроз навязчивых движений является довольно распространенным именно в детском возрасте. Чаще всего монотонные повторяющиеся движения или серии таких движений появляются у детей дошкольного или младшего школьного возраста. Это не отдельная болезнь, а целый комплекс нарушений как на психическом, так и на эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок, немотивированны, их очень сложно взять под контроль.

Медицина относит такое явление к проявлениям обессивно-компульсивного расстройства. Неврозы навязчивых состояний включены в классификацию болезней. Несмотря на это, детский синдром довольно мало изучен, и об истинных его причинах и механизмах можно только догадываться.

Чтобы не пугать родителей, сразу следует отметить, что психически больным ребенок с навязчивыми движениями не считается. Он не инвалид, не нуждается в изоляции и не представляет никакой опасности для окружающих. Единственный человек, которому он способен навредить, это — он сам. Да и то, только в тех случаях, когда навязчивые движения являются травмоопасными.

Чаще всего, по имеющейся на сегодняшний день педиатрической практике, родители идут к врачу с жалобами на то, что ребенок начал обкусывать себе губы, грызть ноги и кожу на руках, кусать сам себя за руки, вырывать у себя волосы или практически постоянно накручивать их на палец, взмахивать руками и трясти кистями, качаться корпусом из стороны в сторону. Примечательно, что малыш начинает повторять такие движения именно тогда, когда попадает в неудобную или некомфортную, с психологической точки зрения, ситуацию. Если он боится, если он растерян, огорчен, раздражен, обижен, он начинает компенсировать дискомфорт привычным и успокаивающим его движением или целой серией таковых.

Не всегда у проявлений синдрома имеются патологические неврологические или психиатрические причины. Ввиду малой изученности, порой бывает очень сложно установить, что стало «пусковым механизмом». Но этот диагноз, если его поставили ребенку, не является приговором и в большинстве случаев даже не требует классического лечения.

Опасность невроза навязчивых движений у детей

Нарушения работоспособности нервной системы, сопровождаемое симптоматикой различного происхождения, являются неврозом. Дети испытывают стресс в несколько раз серьезнее, чем взрослые. ОКР у детей является следствием нестабильной психогенной ситуации или нарушений в мозге из-за травмы.

Заболевание развивается по разным причинам:

  • ВСД;
  • снижение иммунитета;
  • особенности развития личности;
  • натальная травма;
  • нестабильная психогенная ситуация;
  • повышенная умственная и физическая нагрузки.

Невроз может быть сопутствующим признаком ВСД. При нарушении тока крови, слаборазвитых сосудах, снижается обогащение мозга кислородом, поэтому проявляются различные нервные и физиологические реакции.

Снижение иммунитета, особенно у малышей, приводит к развитию невроза. Инфекционные заболевания негативно воздействуют на нервную систему. За счет этого замедляется психомоторное развитие, ребенок становится вялым, постоянно чувствует усталость, раздражителен.

Восприимчивые, сильно эмоциональные дети больше подвержены влиянию окружающих факторов, чем стрессоустойчивые. Еще малыши не всегда знают, как вести себя в той или иной ситуации, поэтому показывают свои эмоции так, как умеет, т. е. посредством истерики. Если нет должного примера поведенческой реакции, малыш фиксирует свои рефлексы и поведение.

Натальная травма часто вызывает невроз. В конце первого года следы натальной травмы исчезают, а невроз быстро вылечивается при своевременном обращении мамы к неврологу.

Дети ранимее, чем взрослые и многие ситуации, которые нам кажутся незначительными, воспринимают нестандартно в силу своей неопытности. На малыша могут негативно влиять частые переезды, ссоры между родителями, высокая требовательность родителей или попустительство.

Ссора между родителями при ребенке может быть причиной детского невроза

Физическая и эмоциональная перегрузка — основной фактор. У малышей есть собственный режим. В возрасте трех месяцев они чувствуют себя уставшим уже через 2 часа бодрствования. Неполноценный сон или его отсутствие приводят к переутомлению. Не сформировавшаяся нервная система остро реагирует на это, начинает в срочном порядке искать выходы из ситуации, а малыш своей истерикой пытается указать на то, что устал. В дальнейшем такая реакция переходит в привычку, к которой добавляются психосоматические симптомы. Навязчивые состояния детей могут проявиться с поступлением в школу и в подростковом возрасте. Ускоренный темп жизни, подготовка к экзаменам, дополнительные занятия, проблемы со сверстниками, учителями — все это выбивает ребенка из колеи. Он устает морально и физически. Снижается активность биотоков в мозге, малыш становится вялым, раздражительным, часто болеет, уходит в себя или ведет себя более агрессивно.

Симптоматика

Симптомы навязчивых состояний у детей могут быть самые разные. Различаться признаки заболевания будут в зависимости от возраста ребенка и интенсивности воздействия негативного фактора.

В детском возрасте до момента, пока малыш не говорит, обсессивно-компульсивное расстройство проявляется:

  • истерическими припадками вплоть до потери сознания;
  • раздражительностью, агрессией;
  • недержанием мочи;
  • ослаблением аппетита;
  • навязчивыми движениями.

Компульсии и тики — сигнал о проблеме, которую ребенок не в состоянии описать словами. Они повторяются с определенной периодичностью. Тик представляет собой бесконтрольное сокращение мышечных волокон. У малышей это мигание, зажмуривание. Невроз навязчивых состояний у маленьких детей проявляется следующими компульсиями:

  • подергивание головой;
  • накручивание волос на пальцы;
  • обгрызание ногтей;
  • потирание мочек ушей;
  • поднятие рук вверх;
  • шмыганье носом;
  • кручение пуговиц, подергивание нижнего края одежды.

Признаком невроза навязчивых состояний у детей могут быть сложные движения — ритуалы: покачивание ногой в сидячем положении, хождение по определенной траектории (обход мебели только с одной стороны, переступание на улице по квадратам определенного цвета или конфигурации, складывание игрушек в определенном порядке и др.). Дети это делают в попытке отодвинуть на второй план причину своего беспокойства.

Обсессивно-компульсивное расстройство у подростков тоже проявляется в виде компульсий: притоптывание ногой, покусывание губ (до крови в момент наивысшего напряжения), потирание рук, обгрызание ручек, карандашей, регулярное почесывание носа, затылка, ушей. Добавляются другие симптомы:

  • нарушение сна;
  • навязчивые мысли, которые непроизвольно возникают в голове;
  • снижение активности;
  • повышенное потоотделение на ладонях, ступнях.

Специфическими симптомами могут быть потеря слуха, голоса или зрения. При детальном исследовании патологии в самих органах не выявляются. Например, был случай, когда ребенок не хотел заниматься музыкой. Под родительским давлением он продолжал занятия, но выяснилось, что он не видит нотный стан. Во время диагностики врач определил, что слепота распространяется только на ноты, все остальное он видел хорошо. Это обусловлено защитной реакцией организма, т. е. закрытие глаз на раздражающий фактор.

У подростков невроз может проявляться, как неадекватное поведение в обществе. В этот период он уже сформировал собственное видение мира и пытается активно доказать свою позицию. На отрицание этой позиции, нежелание видеть в нем личность, подросток реагирует бурно. Из-за этого возникают конфликтные ситуации в школе, дома.

Читать еще:  Народные средства от жировиков на лице

В каждом отдельном случае могут наблюдаться разные проявления, их нужн вовремя выявить, чтобы не допустить развития более серьезных отклонений.

Способы лечения

Невроз навязчивых движений у маленьких детей не нужно лечить специальными препаратами, если не выявлены более серьезные проблемы и развитие происходит в соответствии с возрастом. Со временем это пройдет. Все зависит от родителей. С ребенком нужно проводить больше времени, обсуждать его проблемы, помогать познавать окружающий мир, не акцентировать внимание на навязчивых движениях. Неплохо будет записать малыша на рисование. Лечение ОКР у детей до года требует тщательного подхода. Устраняются последствия натальной травмы с помощью препарата «Глицин», массажа и ЛФК.

Если обсессивно-компульсивное расстройство у детей вызвало физиологические отклонения, то лечат их при помощи легких седативных средств растительного происхождения или натуральными травяными сборами (при отсутствии аллергии). И также показаны витаминные комплексы, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика и работа с психологом. В домашних условиях врачи предлагают делать малышам успокаивающие ванны.

Лечение обсессивно-компульсивного расстройства у детей в пубертатном периоде будет серьезнее:

  • У подростков лечение ОКР предполагает когнитивно-поведенческую терапию.
  • В сложных случаях с суицидальными наклонностями, длительной депрессией назначают антидепрессанты. Могут быть показаны психотропные препараты на короткий срок: «Фенибут», «Тузепам».
  • Параллельно с психо- и медикаментозной терапией проводятся массажи, электросон.

Такое лечение ОКР показано при обсессивно-компульсивном расстройстве в пубертатном периоде, сопровождающемся агрессивным поведением, социальной дезадаптацией. С проблемными подростками чаще занимаются в группах. Это позволяет ребенку ощутить, что он не единственный в этом мире, кто столкнулся со сложностями. На сеансах дети учатся вместе решать проблемы, разбирать суть и причину своего поведения, выстраивать правильно позицию в обществе и налаживать связи с людьми.

Важно понимать, что обсессивно-компульсивные расстройства у подростков — сформированный рефлекс, ответ на раздражающий фактор. Лекарства не способны устранить проблему, они необходимы для расслабления нервной системы и восстановления медиаторных связей в мозге. Цель лечения обсессивно-компульсивного расстройства у детей: преобразовать негативную реакцию, действующую разрушительно на организм, в положительную, способствующую адаптации.

Лечение невроза навязчивых движений у детей предполагает обучение техникам расслабления, которые подросток сможет применять в реальной жизни.

Заключение

ОКР развивается вследствие разных причин и не всегда это нестабильная ситуация в семье. Проявления невроза навязчивых движений у ребенка лечат при помощи психотерапии, включающей различные методики, позволяющие достичь расслабления нервной системы. Обязателен в таких случаях массаж, особенно если невроз проявляется тиками. В каждом отдельном случае подбирается индивидуальная схема лечения.

Невроз навязчивых состояний у детей.

От автора: Родители детей, нередко обращаются к психологу, неврологу или психотерапевту с жалобами на необычноые, навязчивые действия или страхи у ребенка.

Ребенок боится глотать твердую пищу,
ребенок постоянно моет руки,
ребенок дует на руки или отряхивает их и др.
Такое необычное и пугающее родителей поведение ребенка чаще всего и является проявлением невроза навязчивых состояний.

Навязчивости (невроз навязчивых состояний)- это тревожное расстройство, выражающееся появлением навязчивых мыслей, сомнений, представлений, страхов (обсессии) и навязчивых действий (компульсии), сопровождающихся чувством тревоги. Невроз навязчивых страхов (фобический невроз) и невроз навязчивых действий (обсессивный невроз). Часто встречаются навязчивые состояния смешанного характера.

Родители детей, нередко обращаются к психологу, неврологу или психотерапевту с жалобами на необычноые, навязчивые действия или страхи у ребенка.

  • Ребенок боится глотать твердую пищу,
  • ребенок постоянно моет руки,
  • ребенок дует на руки или отряхивает их и др.

Такое необычное и пугающее родителей поведение ребенка чаще всего и является проявлением невроза навязчивых состояний.

Я нашла одно из определний неврозов, которое и попробую разобрать в статье. «Неврозы — это психогенные ( конфликтогенные) нервно-психические расстройства, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений».

Что значит психогенные (конфликтогенные) расстройства. Это означает, что вышеупомянутые действия или страхи имеют психологическую причину. Это одно из двух видов событий. Макротравмирующие или микротравмирующие события с одной стороны и особенная личностная уязвимость и готовность с другой.

К макротравмам или значимым психотравмирующим ситуациям относятся такие события в жизни ребенка как:

  • Переезд
  • Поход в детский сад
  • Потеря отношений с родителями (Длительная разлука, развод, гибель)
  • Рождение младшего ребенка в семье
  • Смерть или болезнь члена семьи

К микротравматическием событиям относятся ежедневные мелкие события, длительно (хронически) действующие стрессорные факторы, конфликтное напряжение от которых аккумулируется и истощает адаптационные возможности организма. К таким событиям могут быть отнесены:

  • Негативная атмосфера в школе (высокая ориентация на достижения, отвержение одноклассниками)
  • Частые ссоры дома
  • Завышенные требования к ребенку
  • Несправделивость или противоречевые требования к ребенку
  • Эмоциональная холодность, отвержение со стороны родителей.

В результате этих событий рождается внутренний конфликт, связанный с невозможностью удовлетворить базовые жизненно важные потребности ребенка (в любви и принятии, в безопасности).

Однако, как и в воникновении других психологических трудностей и психических расстройств, микро и макрособытия являются только одним из факторов. Ведь все дети сталкиваются с такими событиями, однако не все реагируют на них формированием невроза. Чаще всего имеет значение сочетание нескольких факторов. Как было сказано выше, особенная готовность к формированию невроза в личностной организации также играет большую роль.

Эмоциональный интеллект. Чем старше ребенок и чем выше его способности понимать свои чувства, уметь их называть, связывать с внешними событиями, а также выражать их открыто, тем ниже вероятность отреагировать на стрессы и конфликты неврозом. Семейная культура, в которой родители собственным примером демонстрируют ценность различных переживаний, необходимость и возможность говорить открыто даже о трудных чувствах, плакать, расстраиваться, горевать, грустить, бояться, способствует развитию навыков эмоциональной компетенстности ребенка и расширяют круг его стратегий и инструментов совладания с травмирующими событиями.

Тревожность и дефицит доверия – личность ребенка, формирующаяся в условиях дефицита доверия со стороны родителей (к нему самому, к жизни, к другим людям) также часто оказывается уязвимой для подобного рода расстройств Если родители сами воспринимают и видят мир полным опасностей, а ребенка, неспособным с этими опасностям справиться они транслируют ребенку собственное настороженное и тревожное отношение к миру ребенку.«Не ходи, упадешь», «Оденься, заболеешь», и.т.п

Чтобы было понятно о чем идет речь, я приведу пару примеров из практики, описывающие механизм формирования подобных расстройств.

  1. Девочка, 9 лет, около 3 месяцев не ест твердую пищу. Боится поперхнуться.

Около 4 месяцев назад в семье умерла бабушка, с которой девочка была очень близка. Родители решили не брать ребенка на церемонию похорон и вообще не слишком посвящать теме утраты время. Просто сказали, что бабушка умерла. Сами родители не имеют сформированного отношения к теме смерти, не умеют открыто говорить и размышлять о ней. Однажды девочка поинтересовалась умрет ли она, на что родители сообщили, что ей незачем об этом думать, это дурные мысли. Больше к теме утраты родиетели не возвращались, не выражали открыто собственные чувства по отношению к событию и не инициировали разговоров на тему переживаний ребенка.

Девочка 5 лет, ходит в детский сад, около 2 месяцев назад начала часто мыть и отряхивать руки, боится и избегает любых игр, связанных с возможностью испачкаться (красками, пластилином, песком и др.). Пол-года назад попала в больницу с инфекционным заболеванием. На консультациях мама много говорила о ценности чистоплотности в жизни. «Я говорю ей, что обязательно нужно мыть руки перед едой, рассказываю о микробах и бактериях, от которых можно заболеть».

Конечно, чаще всего родители не видят связи между внешними событиями и симптомом ребенка, и воспринимают его как отедельно возникшее и существующее от жизни ребенка и семьи расстройство. Тем более, что нередко эта связь не такая очевидная, как в приведенных примерах.

Поэтому первое, что необходимо сделать в процессе работы с семьей это совершить переход от симптома (реакции) к причине (конфликту).

Кроме этого полезно понимать функции и смысл (или позитивный аспект сипмтома) навязчивых действий. Чаще всего функция такого поведения заключаются в попытках (например)

  • контролировать источники опасности, которые поддаются контролю (избегать их).
  • успокоить, обезопасить себя и близких, поддерживая иллюзию контроля.
  • упорядочить реальность, сделать ее понятной, поддающейся контролю доступными способами.

Обычно отвечая на вопрос о том, как быть и что делать с каким-либо расстройством, я начинаю с того, чего делать не стоит.

Если вы заметили навязчивые страхи, мысли, действия ребенка не стоит его ругать, пугать, заставлять преодолевать свой страх и сделать то, чего он так боится. Не нужно его стыдить или высмеивать его действия. Ребенок не может влиять на это поведение усилием воли. Вообще заострять свое внимание на симптоме (навязчивом поведнии, страхах) не стоит. Важно понять, что стоит за этим симптомом, какова причина.

Если есть возможность, я рекомендую семьям обратиться к специалисту.(психологу, психотерапевту, неврологу). Невроз навязчивых состояний чаще всего требует психотерапевтического наблюдения и сопровождения семьи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector