Развитие дикции речи метод станиславского

10 мощнейших упражнений для развития дикции

Постижение ораторского искусства — трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

AdMe.ru старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян «Научитесь говорить так, чтобы вас услышали».

1. Артикуляция звуков «Ш — Ж»

  • Шар — жар, ваш — важный, шутка — жутко, ширь — жир, жить — шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

2. Артикуляция звуков «К — Г, X»

  • Качели — газели, кол — гол, кость — гость, код — год, кнут — гнут, клуб — глуп, Кеша — Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля — сабля, цок — сок, цель — сель, цвет — свет, цирк — сыр, улица — лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.

Упражнения по системе Станиславского — развитие дикции у взрослых

Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:

  • Правильность артикуляции – соответствие положения органов артикуляции правильному способу образования звуков. При неправильной артикуляции говорят о дефектах дикции, для их устранения нередко прибегают к помощи логопеда.
  • Отчетливость артикуляции – это точность произношения отдельных звуков в составе слова. От отчетливости артикуляции зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Уровень четкости произношения зависит от степени тренировки артикуляционного аппарата, однажды выработанная привычка говорить четко сохраняется на всю жизнь.
  • Манера произнесения – это присущая каждому человеку манера выговаривать отдельные слова, соблюдать темп речи, продлять или редуцировать (сокращать) слоги. Для выработки правильной дикции важно соблюдение нормативной манеры произнесения, когда исключаются индивидуальные особенности проговаривания слов (например, вдох или выдох перед началом фразы, «эканье» и причмокивание в паузах между словами).

Хорошая дикция актера не только создает условия для эффективного общения со зрителем, но и является показателем внешней культуры речи, поэтому сценическая речь входит в программу обучения актерскому мастерству во всех театральных вузах.

Станиславский о роли дикции

Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».

Читать еще:  Средства для лечения аденомы простаты

Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.

Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.

Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:

  1. Биологические – к ним относятся нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые действовали на организм в период внутриутробного развития, в детском возрасте (тяжелые инфекции, травмы). Сюда же относятся нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Проявления биологических причин – заикание, гнусавость голоса, заторможенность речи, проглатывание отдельных звуков.
  2. Социальные – к социальным причинам, повлекшим нарушение дикции, относятся проблемы в общении с окружающими, личные комплексы, низкая самооценка и неуверенность в себе. Человек, сомневающийся в своих способностях, говорит тихо и невнятно, «глотает» звуки, стараясь быстрее закончить разговор и уйти в тень.

В среде начинающих актеров актуальны нарушения дикции, связанные с социальными причинами: внешне уверенный в себе человек, попадая на сцену, теряется, его охватывает чувство страха. В результате возникают проблемы с речью: голос становится тихим, слова неразборчивыми, зрителям становится трудно воспринимать сказанное; из-за незнания правил артикуляции дикция еще больше ухудшается. Преодолевать страх сцены актеры учатся на тренингах, развить правильную дикцию помогают специальные упражнения, над созданием которых работал К. С. Станиславский.

Артикуляционная разминка
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, сделать речь четкой и внятной.

Упражнения выполняют последовательно, начиная с разминки языка:

1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки – 5-7 минут.

2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7-10 минут.

3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.

4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.

5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7-10 минут.

6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения – 5-7 минут.

7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.

8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки – делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.

После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.

При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:

1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.

Читать еще:  Смерть от обезвоживания наступает через

2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».

3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.

4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.

Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:

Развитие дикции

В процессе гармоничного развития личности, вы не сможете не обратить внимания на свою речь. В подавляющем большинстве случаев люди, начиная заниматься этим вопросом, приходят в ужас от того, как она разговаривают.

Имеется в виду конкретно произношение. Ведь все мы вырастаем в определенной языковой группе, где преобладает специфический местный говор или откровенный суржик.

По этой причине мы подготовили небольшой материал на тему развития дикции. На это нас подвигло возмущение, вызванное такими словами некоторых телеведущих, как: «пасатрел» вместо «посмотрел», «скаал» вместо «сказал» и т.п.

А ведь во все времена четкая дикция и правильная речь считались признаком образованности и развитости человека.

Именно поэтому нельзя быть уверенным в себе или рассчитывать на успех в достижении цели, если такие простые вещи, как дикция находятся у вас на неприлично низком уровне.

К слову сказать, мы уже рассказывали про 5 простых и эффективных упражнений для развития дикции. Обратите на них внимание.

Сделаем последнее отступление. Наверняка вы слышали поговорку: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Это во многом справедливое замечание. То же самое касается и дикции.

Когда вы впервые встречаетесь с незнакомцем, он в первую очередь обращает внимание на вашу внешность и манеру говорить.

Если ваши слова беспорядочны, а их звучание напоминает зажеванную в магнитофоне пленку, то едва ли человек проникнется к вам симпатией или доверием после первого общения.

Поэтому важность хорошей дикции для любого человека сложно переоценить.

Как улучшить дикцию

Перед тем, как переходить к конкретным советам, нужно выяснить значение самого термина.

Дикция (от лат. dictio — произношение) — четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка.

На сегодняшний день во многих крупных городах России существуют различные организации, предлагающие курсы по улучшению дикции и постановке голоса.

Возможно, для кого-то это является единственным вариантом работы над собой. Однако мы уверены, что при небольшом усилии воли, вы даже в домашнем режиме сможете исправить проблемы с произношением.

Тут главное иметь упорство, желание измениться, и регулярную практику. Все остальное – дело времени.

Поэтому предлагаем вам наиболее действенные методы улучшения дикции. Ознакомьтесь с ними и начинайте действовать сейчас же.

Упражнения для дикции

Классическим примером работы надо собой является древнегреческий оратор Демосфен. Этот выдающийся грек обладал очень плохим произношением и чрезвычайно стыдился этого.

Надо сказать, что это было то время, когда ораторское мастерство, риторика и красноречие ценились едва ли не как самые высшие ценности личности.

Чтобы преодолеть себя и достигнуть успеха, Демосфен набирал в рот маленькие камешки и старался максимально четко декламировать вслух известных поэтов.

Затем он бежал на крутой подъем горы, и когда дыхания совсем не хватало, он снова читал стихи, делая невероятные усилия над собой.

Последнее его упражнение заключалось в том, чтобы перекричать морской прибой. Когда волны ударялись о берег, он что есть мочи обращался к воображаемой аудитории, продолжая рассказывать ей стихотворения.

Читать еще:  Эффективное средство от грибка на ногтях

Эти забавные и, казалось бы, глупые занятия привели к тому, что Демосфен стал одним из самых выдающихся и известных в истории ораторов. На сегодняшний день ни одна книга об искусстве красноречия не обходится без упоминания о нем.

Так что какой бы плохой не была ваша речь сегодня – вы можете исправить ее, поэтому дерзайте!

А теперь перейдем к самим упражнениям.

Тренировка артикуляционного аппарата

  • «Забор» — сомкните зубы и широко улыбнитесь. Удерживайте это положение десять секунд и возвращайтесь в исходное положение. Следите за тем, чтобы хорошо был виден верхний и нижний ряд зубов. Повторите упражнение несколько раз.
  • «Трубочка» — не размыкая зубов, вытяните губы вперед. Можете при этом тянуть звук «у-у-у-у» десять секунд. Повторите упражнение.
  • «Иголочка» — откройте рот и как можно дальше вытяните острый язык. Удерживайте это положение пять секунд. Затем расслабьте мышцы. Повторите несколько раз.
  • «Блин» — покажите своему отражению язык, положив его на нижнюю губу и сделав как можно шире. Повторите.
  • «Облизываем губы» — расслабьте нижнюю челюсть и постарайтесь удерживать ее в одном положении. Облизните верхнюю губу, вытягивая язык как можно сильнее. Повторите то же самое действие с нижней губой.
  • «Качели» — касайтесь языком поочередно верхней и нижней губы. Выполняйте упражнение в медленном темпе и старайтесь не двигать подбородком.
  • «Хомяк» — сомкните губы и надавите изнутри языком на щеку в течение пяти секунд. Повторите манипуляцию и с другой щекой.

Тренировка дыхания

Любой человек, имеющий дело с голосом (будь то певец, диктор, ведущий или оратор), подтвердит вам важность правильного дыхания. Если вы не научитесь владеть вдохом-выдохом, никакие упражнения для дикции вам не помогут.

Поэтому уделите этому хотя бы немного внимания, тем более что тут ничего сложного нет. Дыхательных гимнастик существует сотни, какую из них выбрать – решать вам.

Мы лишь можем порекомендовать самые простые и эффективные упражнения.

  • Станьте ровно, ноги на ширине плеч. Сделайте глубокий вдох, а затем, медленно выдыхая воздух, спокойно прочитайте любое четверостишие. Повторите несколько раз.
  • Учитесь дышать «животом». Не будем вдаваться в тонкости физиологического строения диафрагмы, а просто поясним: делая вдох, воображайте, что воздух попадает в живот, а не в легкие. Это очень важный, и едва ли не основной пункт в дыхательной гимнастике.
  • Если вы много ходите, попробуйте в процессе ходьбы декламировать стихотворения так, чтобы ваше дыхание не мешало вам. Организм сам подскажет нужный ритм.
  • Это упражнение можно делать в любом положении тела. Сделайте глубокий вдох, а затем, медленно выдыхая воздух, тяните звук «м-м-м-м». Чередуйте его со звуками «м-м-м-э-э-э», «м-м-м-о-о-о», «м-м-м-у-у-у», «м-м-м-а-а-а», «м-м-м-ы-ы-ы», «м-м-м-и-и-и».

Здесь важно понимать, что делая упражнения для дикции, дыхание играет не какую-то мистическую роль, а вполне себе физиологическую. Поэтому самое главное, чтобы ваш мозг осознал важность дыхательной гимнастики.

Наблюдая за своим дыханием хотя бы по несколько минут в день, вы удивитесь, полученным результатам.

Скороговорки для развития дикции

Скороговорки, которые используются для развития дикция, бывают самые разные. В интернете их можно найти очень много. В принципе, не играет большой роли, какие именно скороговорки вы используете.

Главное, чтобы они тренировали произношение всех букв алфавита.

Ниже мы приводим классические скороговорки, которые активируют все мышцы речевого аппарата русскоязычного человека.

Имейте в виду, что все картинки оптимизированы под социальные сети, поэтому можете смело сохранять их себе на стену.

Кстати, вам может понравиться популярная скороговорка про японцев: «Жили были три японца». Обязательно ее прочитайте!

А для настоящих ценителей мы подготовили самые сложные скороговорки на русском языке.

Напоследок приведем стихотворение известного поэта Валерия Брюсова (см. интересные факты о Брюсове), которое часто используют дикторы, для подготовки к выступлению. Оно включает в себя труднопроизносимые слова, помогающие сделать качественную гимнастику речевого аппарата.

И если вы не любите скороговорки, то для развития дикции достаточно будет регулярно читать этот стих.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector