Содержание

Как правильно выговаривать букву с

Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков

Ребенок отметил свой пятый день рождения. Он давно и много щебечет, но до сих пор не умеет выговаривать многие буквы, а слова коверкает так, что понять его могут только близкие люди. Такая проблема знакома многим родителям и все они задаются одним вопросом: как научить ребенка выговаривать буквы?

Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Как в домашних условиях научить ребёнка выговаривать букву «С»

Становление речи у малышей — острая тема для многих родителей. Воспитатели ДОУ, логопеды, педиатры и детские психологи уже не первый год стройным хором пытаются донести до общественности тревожную мысль: «Современные дети значительно отстают от своих предшественников в звукопроизношении». Причин этому однозначно нерадостному явлению немало:

  • обилие современных гаджетов делает живое общение неактуальным;
  • излишняя опека со стороны родителей приводит к тому, что все желания ребёнка угадываются с полувзгляда и малышу просто не нужно стараться внятно их озвучивать;
  • недостаток работы для маленьких ручек тормозит развитие мелкой моторики, которая необходима для правильного и своевременного становления речи.

Но что делать мамам и папам, которые осознают важность развития речи ребёнка? Как избежать логопедических проблем и помочь ребёнку говорить звуки чисто и правильно? В частности, как в домашних условиях научить ребёнка выговаривать букву «С»

Становление звука «С» согласно возрастным нормам

Уважаемые читатели! Мы обращаем ваше внимание на то, что каждый ребёнок — особенная личность со своими индивидуальными чертами характера и темпами развития. Поэтому озвучиваемые нормы можно воспринимать лишь как материал для ознакомления. Если вы замечаете, что звукопроизношение карапуза не соответствует возрастным нормам, паниковать не стоит, но обратить на это внимание необходимо однозначно. И лучший способ избавиться от терзаний — консультация у опытного, грамотного логопеда. Как правило, большинство затруднений в развитии речи можно решить в домашних условиях.

Итак, в среднем твёрдый звук «С» появляется в детской речи в 2–2,5 года. На его становление и автоматизацию может потребоваться много времени, но уже к 4,5–5 годам малыши хорошо справляются со всеми звуками, в том числе свистящей парой «С» и «З», дифференцируя их по твёрдости/мягкости. Единственный звук, который может появиться чуть позже, ближе к 6 годам, — это «Р», о чём мы писали ранее.

Вы можете помочь ребёнку научиться правильно выговаривать звуки «С» и «Сь», занимаясь с ним артикуляционной гимнастикой и выполняя специальные упражнения в домашних условиях.

5 эффективных упражнений для постановки звука «С»

Упражнение 1. Настольный футбол

Как выполнять

Приготовьте лёгкий шарик из ваты или бумаги. Можно использовать маленькие полые пластмассовые шарики из настольных игр. Обозначьте на столе место ворот — выложите их спичками, скрепками, счётными палочками. Цель игрового упражнения — загнать мячик в ворота, ничем к нему не прикасаясь. На шарик надо дуть. Причём дуть так, чтобы не надувать щёки.

Читать еще:  Как убрать синяки под глазами быстро
В чём польза

В процессе игры ребёнок тренируется делать длинный выдох без перерывов, что важно для постановки правильных свистящих и шипящих звуков.

Упражнение 2. Настольные гонки

Как выполнять

Приготовьте лёгкие шарики. Их количество должно совпадать с количеством участников «забега». Игрокам надо приготовиться: растянуть рот в широкой улыбке, передний край язычка уложить на нижнюю губу. А теперь выдуваем длинную струю, произнося протяжный звук «ф». Ну-ка, чей мячик окажется дальше всех?

В чём польза

В описанном положении артикуляционного аппарата ребёнок тренируется пускать струю воздуха по центру языка. Контролируйте, чтобы на выдохе звучало именно «ф», так как в этом случае мы добиваемся узкой воздушной струи, которая нужна для произношения звука «с».

Упражнение 3. Маляр

Как выполнять

Попросите ребёнка представить, что его зубки — это забор. А язычок — кисть маляра. Наша задача — аккуратно и ровно покрасить заборчик. Для этого надо в улыбке открыть рот и старательно языком поводить по внутренней стороне нижних зубов сначала из стороны в сторону, а затем снизу вверх.

В чём польза

В процессе выполнения упражнения следите, чтобы язычок всё время оставался за нижними зубами. Очень важно научить малыша удерживать кончик языка в таком положении. Без этого мы не сможем научить ребёнка правильно произносить свистящий звук «с» и его звонкую пару «з».

Упражнение 4. Отпуск

Как выполнять

Язычок в трёх предыдущих упражнениях старательно работал. Ему нужно отдохнуть. Давай, малыш, отправим его в отпуск. Раскрываем рот в улыбке, укладываем широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и оставляем его так «загорать». Сколько времени получится удерживать губы и язык в таком положении? Малыш держит, а взрослый считает: 1, 2, 3… А потом можно поменяться ролями: так вы покажете ребёнку пример, как правильно держать язык, а заодно повторите с ним устный счёт.

В чём польза

Выполняя упражнение, ребёнок в игровой форме учится удерживать артикуляционный аппарат в нужном положении. Следите, чтобы улыбка была расслабленной, нижняя губа не подворачивалась, а язык лишь немного прикрывал её. Язычок должен быть широким, словно блинчик.

Упражнение 5. Соедини

Как выполнять

Для упражнения вам понадобятся карточки с гласными звуками «о», «а», «е» и звуком «с». Сначала вы показываете малышу одну букву, он произносит её долго, протяжно, а потом соединяет её со звуком, который вы показываете на второй карточке. Получаются протяжные слоги:

В чём польза

Это упражнение подходит для ребят, которые научились произносить звук «с» правильно, но пока не отработали этот навык до автоматизма. Кстати, автоматизировать звуки отлично помогают специальные простые рифмованные строчки — чистоговорки.

Как организовать логопедические занятия в домашних условиях: 5 советов родителям

  1. Перед тем как предлагать ребёнку выполнить упражнение, тщательно отрепетируйте его самостоятельно перед зеркалом. Вы должны чётко понимать, какое положение губ и языка является правильным, а какое надо исправлять.
  2. Занятия тем эффективней, чем регулярней они проходят. По возможности занимайтесь каждый день, предпочтительно в одно и то же время. Конечно, необходимо подобрать такой момент в распорядке дня малыша, когда кроха будет бодр, весел и готов к работе, требующей определённой сосредоточенности.
  3. Занятия должны заинтересовать ребёнка. Принуждать карапуза нельзя — так вы не добьётесь положительных результатов. Придумывайте на основе озвученных упражнений новые сюжеты, которые близки вашему малышу. Привлекайте к упражнениям его любимые игрушки. Проявите педагогическое творчество!
  4. Будьте аккуратны! Неправильная работа над звукопроизношением может обернуться развитием дефектов речи. Если ваши занятия не приносят ожидаемых плодов или, что ещё хуже, приводят к регрессу, обратитесь за профессиональной помощью грамотного логопеда.
  5. Добившись хорошего, правильного произношения, не забывайте о необходимости автоматизировать поставленные звуки. Без этого этапа речь ребёнка может вернуться к уровню до начала занятий. Разучивайте с малышом логопедические стишки и песенки, читайте специальные сказки и играйте в словесные игры, делая акцент на звуках, требующих особого внимания.

Счастливого вам родительства, друзья!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Упражнения для правильной постановки звука «С»

Небольшие затруднения с речью и артикуляцией испытывает множество детей, но, как правило, к 5–7 годам такие проблемы исчезают сами собой. Речевой аппарат ребенка развивается, улучшается звукоизвлечение, и малыш начинает говорить чисто. Существуют и такие проблемы, которые, без должного к ним внимания, сохраняются на протяжении всей жизни. Здесь может потребоваться логопед или самостоятельные упражнения по логопедии и артикуляции. Чем раньше заняться исправлением и преодолением нарушений речи, тем легче этот процесс произойдет для ребенка. Начать постановку звука можно самостоятельно — в большинстве случаев логопедия и логопедические упражнения не представляют сложности.

Почему важна постановка звука «С»

В логопедии постановка какого-либо звука — это особый процесс, который сочетает в себе развитие навыков произношения определенной буквы, а также формирование связи между кинестетикой, зрением и нервной системой. Таким образом, в ходе постановки ребенок учится произносить букву по первому требованию в различных сочетаниях и изолированно.

У детишек часто встречаются нарушения произношения свистящих — это могут быть как сигматизмы (когда вместо звука с или сь ребенок произносит их искаженную версию), или же парасигматизмы — в этом случае происходит замена свистящего на какой-либо другой (переднеязычный, шипящий).

Постановка звука очень и очень важна. Дело в том, что любые речевые нарушения воздействуют на нервную систему. Неверное или нарушенное звукопроизношение может стать причиной следующих заболеваний:

  • дисграфия — различные нарушения письменной речи, автоматическая перестановка букв во время письма, подмена букв и прочее;
  • дислексия — невозможность адекватно читать текст и складывать буквы в связный текст;
  • дислалия — серьезные нарушения в произношении тех или иных звуков.

Как нужно говорить звук С и мягкое Сь

Правильное произношение свистящих зависит от формы языкового мускула — нужно отследить, чтоб язык занимал верное положение. Нормальное произношение происходит так: расслабленный плоский язык боковыми краешками прижимается к зубам, а его кончик уперт в основание нижних передних резцов. Язык принимает форму горочки, и имеет ложбину в средней части.

Если малыш в детстве не расставался с соской, то вероятно у него ровный, плоский язык, а ложбинка и переход слабо выражены. Если нет ложбинки, с чьей помощью формируется струйка воздуха при выдыхании, то не появится струя, формирующая свистящие звуки.

Правильная артикуляция Сь и С

Губки следует растянуть в легкой улыбке, чтоб обнажились зубы. Зазор между зубами не более двух миллиметров. Расслабленный кончик языка зафиксирован на нижнем зубном ряду. Фронтальный сегмент спинки языка формирует щелку с верхними резцами, тогда как середина языковой спинки приподнимается к твердой части неба. Язык боковыми краями прижат к зубам, мягкая часть неба приподнята, прижимается к глотке, тем самым закрывая воздуху доступ в носовую полость. Связки в это время должны быть расслаблены, без голосовой вибрации.

Упражнения для произношения звука С и Сь

Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.

Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:

  • обыкновенный насос;
  • душ;
  • велосипедная шина, проколотая гвоздем;
  • воздушный шарик, из которого выходит воздух.

Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное — наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.

Правильная артикуляция при произнесении звука С

Кончик язычка зафиксирован на нижних зубках, губы сильно раздвинуты в улыбке и не перекрывают зубов, зубы практически сомкнуты. Воздух следует выпускать с усилием, ощущая его движение по желобку. Если поднести к ротовой полости ладонь, и произнести звук С, то на коже ощущается прохладная воздушная струя.

После того как упражнения со звуком Сь выполнены, можно переходить к звуку С. Важно объяснить ребенку разницу, показать её наглядно и дать почувствовать кинестетически и артикуляционно разницу между звуками С и Сь. Сделайте акцент на том, что при произношении звука Сь ребенок улыбается, тогда как твердое, глухое С вызывает гримасу, более похожую на оскал.

Подготовительные упражнения

Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.

Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.

Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения — повторять всё то же самое, но уже без палочки.

Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.

Артикуляционные упражнения

  • Широкая улыбка – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ — зубы должны быть открыты.
  • Свист — при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.
  • Когда оба упражнения будут освоены, нужно чередовать их на медленный счет, ритмично и размеренно.
  • Чистка зубов — хорошее упражнение для артикуляции, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы — сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
  • Следующие упражнения полезно выполнять по очереди.
  • Стрелка часов — губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
  • Качели — с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.
Читать еще:  Какие продукты укрепляют зубы и десна

Упражнения по автоматизации

Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.

Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.

Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги — Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные — Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна — Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.

Постановка звука (автоматизация) в самостоятельной речи — самый сложный этап, тяжело привыкнуть говорить правильно, поэтому в повседневной жизни и в быту нужно акцентировать внимание на ошибочном произношении и добиваться верного.

Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.

Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно. Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен — логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.
‘ alt=»»>

Логопед для взрослых

Как исправить произношение во взрослом возрасте.

Можно ли исправить недостатки произношения во взрослом возрасте?

Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившийся автоматический навык.

Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

Довольно часто это — результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

Можно ли самостоятельно исправить произношение?

Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

— нарушены не один-два, а три или более звуков;

— возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

— хотя бы незначительное снижение слуха;

— проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

С чего начать?

С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны — хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

Коси, коса, пока не высохла роса.
В зоопарке Зина видела разных зверей.
В конце деревни цветет акация.

2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

У Наташи новая шуба и шапка.
У ежа ежата, у ужа ужата.
У причала кричали чайки.
Волки рыщут, пищу ищут.

Клава надела на голову белый платок.
У Лёни болит левое колено.

В порту разгружают пароходы.
Марина принесет грецкие орехи.

Галин черный щенок резвится около дома.
Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

Процесс работы над звуком

При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

Подготовительный этап.

Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе «Эти трудные звуки. «

После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

Этап постановки звука.

Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки. ”.

Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: «р-р-р», шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

Автоматизация.

Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

Автоматизацию начинают с произношения слогов — прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их — ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная , а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки. ”.

Дифференциация.

Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

Введение звука в речь.

Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

Работа над текстом.

1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

Читать еще:  Как снять усталость глаз от компьютера

3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

Устное сочинение.

Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

Что делать, если ребенок не выговаривает букву «С»?

Очень важно знать правила, как научить ребенка выговаривать букву «с», так как у многих детей страдает произношение именно этого звука. Отрабатывать навыки необходимо, начиная с раннего возраста. Для этого существует множество разнообразных методик, которые предполагают упражнения в игровой форме.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Проводить занятия можно в домашних условиях, но если на протяжении длительного периода времени родителям не удается добиться положительного результата, тогда придется обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Чаще всего это логопед, невролог или психолог в зависимости от причины невозможности произнести букву «с». Иногда требуется помощь хирурга (если причина кроется в неправильном анатомическом строении артикуляционных органов).

Свистящий звук «с» дети начинают произносить примерно к 2-ум годам. В 5 лет ребенок должен хорошо уметь его проговаривать. Причем как в твердом, так и мягком произношении. Если к этому возрасту малыш не говорит «с», посещение логопеда является обязательным.

Если человек правильно произносит свистящий звук, положение артикуляционных органов должно быть следующим:

  • слегка оттягиваются уголки рта;
  • зубы смыкаются или слегка раскрыты;
  • самый кончик языка должен упираться в нижние зубы;
  • спинка языка с передней части должна приближаться к альвеолам и образовывать с ними небольшую щель;
  • по средней части языка должен выходить воздух через образовавшийся желобок.

Постановка звука «С»

Чтобы поставить звук «с», необходимо понять, какие речевые органы участвуют в процессе разговора. В первую очередь, это язык, нёбо, губы, то есть артикуляционная система. Для разработки применяются разные методы.

Артикуляционная гимнастика

Данные занятия предполагают укрепление артикуляционных органов, так как при плохой их подвижности ребенку трудно выговаривать те или иные звуки. Перед зарядкой необходимо провести разминку – для этого достаточно построить гримасы и рожицы перед зеркалом, вытягивая язык и губы в трубочку, делая колечко и т. д.

Какие упражнения проводятся:

  1. Вытянуть губы в трубочку, после чего растянуть их в широкую улыбку. Проделать так минимум 7 раз.
  2. Упереть кончик языка в верхние зубы. Делать чистящие движения по всем внутренним сторонам зубов.
  3. Открыть рот, высунуть язык. Двигать им из одного уголка рта в другой.
  4. Слегка приоткрыть рот, вытянуть язык, уложить его на нижнюю губу и максимально расслабить. Не подворачивая нижнюю губу произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя». При этом должна выходить струя воздуха.
  5. Сделать открытую улыбку, покусывать язык, произнося слог «та-та-та-та-та».
  6. Слегка прикусить кончик языка и начать движение вперед-назад, прилагая усилие.
  7. Снова уложить язык на область нижней губы в легкой расслабленной улыбке. Зафиксироваться на 10 секунд.

Больше рекомендаций и упражнений артикуляционной гимнастики — найдете здесь.

Упражнения и игры

Чтобы заинтересовать малыша, занятия проводятся в форме игры. Упражнений существует множество:

  1. Футбольный матч. Возьмите кубики небольшого размера, сделайте из них воображаемые ворота на поверхности стола. Из ваты, пенопласта или просто бумаги сформируйте мячик. Поставьте его вдалеке от ворот, попросите ребенка дуть на мяч так, чтобы загнать его в искусственно созданные ворота. Главное требование – выпускать воздух без раздува щек. Эта игра позволит быстро поставить свистящие звуки.
  2. Снова сформировать шарики из легкого материала. Их должно быть столько, сколько и участников игры. Уложить мячи на край стола и дуть на них, продвигая вперед. Условие – необходимо сделать широкую улыбку с открытым ртом. Кончик языка должен касаться нижней губы. Далее выдувается длинная струя, наряду с чем протяжно произносится «ф-ф-ф-ф-ф». Это помогает создать узкую воздушную струю, которая способствует выговариванию звука «с».
  3. Объясните малышу, что его язык – это кисточка маляра, а внутренняя часть зубов – заборчик, который нужно покрасить. Растянуть улыбку с приоткрытым ртом. Уложить язык на один из краёв нижнего ряда зубов и начать движения по типу окрашивания. Изначально надо двигаться слева направо, после – сверху вниз. Категорически запрещено отводить язык от нижних зубов.
  4. Теперь упражнение-игра на расслабление. Ребенок должен знать, что после усиленной тренировки необходимо отдохнуть. Открыть ротовую полость, положить расслабленный язык на губу. Держать в таком положении около минуты.
  5. Подготовьте специальные карточки, на которых есть звук «с» и все гласные буквы. Перед ребенком поднимите карточку с «с» и попросите протяжно её произнести. Далее усложняем задачу, подставив к свистящей букве гласную. Снова нужно произнести протяжно, но уже слог. Например, «с-с-с-со», «с-с-с-се», «с-с-с-са» и т. д.

В этом видео представлены некоторые эффективные логопедические упражнения для постановки звука «с»:

Другие методики

Используются и другие методы-упражнения для коррекции свистящего звука:

  1. Плотно закрыть рот, стиснув зубы. Поставить язык на внутреннюю сторону верхнего ряда и интенсивно двигать им из одной стороны в другую.
  2. Можно научить ребенка играть в «тишину». Для этого он должен проговаривать звук «т-с-с-с».
  3. Обязательно малыш должен повторять за мамой слова с буквой «с»: «сова», «санки», «слово», «семена», «стог», «коромысло», «колбаса» и пр.
  4. Попросите малыша придумывать фразы с буквой «с»: «слива скоро поспеет», «семена сажают весной».
  5. Используйте скороговорки, которые ребенок должен заучить. Изначально повторяйте их в медленном темпе, постепенно увеличивая его. В итоге Ваше чадо должно научиться быстро произносить эти словосочетания.
  6. Инсценируйте сказку, но еще лучше ‒ придумайте собственную, где в ролевой речи будет изобиловать свистящий звук. Главная роль достается ребенку.
  7. Существует множество интереснейших для детей прибауток и потешек, песенок и стишков, которые можно применять во время занятий.
  8. Дыхательная зарядка – важная часть, которая применяется на начальных этапах. Дайте ребенку надуть воздушный шарик, сделайте вместе с ним бумажный кораблик и пустите его в дальнее плавание в ванной (корыте). Можно попросить ребенка остудить горячий чай струей воздуха и согреть паром изо рта замерзшие руки.

Для каждой возрастной категории разработаны определенные игровые комплексы, поэтому обязательно проконсультируйтесь у логопеда, который дополнительно поможет выявить причину неправильного произношения «с».

Советы родителям

Секрет успеха обучения малыша свистящим буквам зависит от многих факторов, поэтому обязательно воспользуйтесь следующими полезными рекомендациями:

  1. Упражнения должны проводиться в определенной последовательности, поэтому предварительно составляйте план каждого занятия. Помните, что важной частью является разминка.
  2. Следите, чтобы ребенок развивал мелкую моторику рук, которая сильно влияет на качество развития речи. Подробней об этом — расскажет данная статья.
  3. Постоянство и регулярность – обязательные спутники уроков. Нельзя пропускать занятия, устраивая выходные. Ежедневно заниматься по 10-15 минут 3-4 раза.
  4. Если ребенок быстро устает, отложите урок и проведите его через час. Но лучше будет, если Вы его заинтересуете игрой.
  5. Не стремитесь с первых уроков использовать сразу все игры-упражнения. Это может быстро надоесть. Сначала осваивайте один комплекс и только после того, как малыш научится выполнять упражнения максимально правильно, переходите к другому.
  6. При артикуляционных тренировках используйте зеркало. Но помните, что малыш должен принять удобное положение и видеть отражение себя и обучающего человека.
  7. Особое внимание обращайте на симметричность лица во время упражнений – на нем не должно быть искажений.
  8. Буква «с» произносится преимущественно на выдохе, поэтому не брезгуйте дыхательной гимнастикой.
  9. Если Вы ранее не сталкивались с логопедическими упражнениями, специалисты советуют изначально освоить технику занятий. Для этого встаньте перед зеркалом и потренируйтесь. При необходимости проконсультируйтесь с логопедом, чтобы научиться правильно и точно придавать положение артикуляционным органам.
  10. Перед занятиями кроха должен находиться в приподнятом настроении, поэтому повеселитесь с ним заблаговременно.
  11. Категорически запрещено ругать малышей, если у них сразу не все получается. Будьте максимально терпеливыми, относитесь к ним с любовью, поощряйте и хвалите, подбадривайте и придавайте им уверенность.
  12. Каждый ребенок имеет любимую игрушку, поэтому используйте её в обучающих играх.
  13. Если до буквы «с» малыш успел освоить другие звуки, то обязательно проводите занятия для закрепления этих навыков.
  14. Когда произносятся свистящие звуки, воздух со рта должен выходить прохладный. При разговоре шипящими – теплый. Вы можете проверить правильность постановки «с», приложив руку ко рту ребенка при произношении буквы. Этот момент может заинтересовать кроху, после чего он будет самостоятельно экспериментировать, оттачивая мастерство.
  15. Когда Вы показываете ребенку действия артикуляционными органами, делайте это не спеша и четко, чтобы малыш понял смысл движения языка.

Почему ребенок не выговаривает букву «С»?

Причин невыговаривания буквы «с» множество:

  • нарушенный прикус;
  • психологическая нестабильность – ссоры в семье, испуг и подобное;
  • неврологические причины;
  • плохой слух;
  • наличие 2-язычных родителей;
  • неправильное анатомическое строение артикуляционных органов;
  • генетическая предрасположенность;
  • сюсюканье;
  • нехватка общения со взрослыми и сверстниками.

Определить истинную причину возможно только у квалифицированного специалиста после проведения комплексных диагностических мероприятий.

Если Вы точно освоили технику, как научить малыша правильно произносить «с», не рассчитывайте на то, что он научится делать это за 2-3 занятия. Иногда во время логопедической игры у ребенка получается произносить свистящий звук, но в словах и фразах применить его он не может. Не беспокойтесь, это нормальное явление. Просто проявляйте терпение и заботу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector